XXIV Ассамблея неправительственного Совета по внешней и оборонной политике
9 и 10 апреля в пансионате «Лесные дали» состоялась XXIV Ассамблея неправительственного Совета по внешней и оборонной политике, которая в большей степени была посвящена обсуждению тезисов доклада «Стратегия для России. Российская внешняя политика: конец 2010-х — начало 2020-х годов». Тезисы был подготовлены рабочей группой членов СВОП и приглашенных экспертов под руководством почетного председателя СВОП, декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «Высшая школа экономики» С.А.Караганова.
Дискуссия по тезисам была разделена на две сессии: «Анализ мировых трендов» и «Оценки и прогнозы развития России и её внешней политики», в рамках которых члены и гости СВОП делились мнениями на те или иные аспекты международного положения и вытекающие из них задачи современной внешней политики России и пути их реализации. Так, особое внимание уделялось экономическому сотрудничеству в современном мире, особенно, стремлению США к трансформации глобального доминирования посредством систем транс-атлантического и транс-тихоокеанского партнёрств. Касательно России была выдвинута гипотеза о необходимости реиндустриализации страны в соответствии с современными требованиями промышленного развития, «цифровой революции». Отмечалось, что на протяжении всей истории России политическая элита практически традиционно делилась на две основные группы: одна видела силу России в её внутреннем (прежде всего, экономическом) развитии; в то время как другая определяла первоочередность внешних интересов и мирового значения страны зачастую в ущерб её экономическому развитию. При этом импортозамещение было рассмотрено в ракурсе дореволюционной и советской истории, и было подчёркнуто, что отказ от западного опыта и достижений в малой степени может оказать какой-либо положительный эффект. Также была отдельно выделена проблема привлечения инвесторов и партнеров из-за рубежа путём создания конкурентоспособных моделей развития.
В дискуссии о союзниках России в текущей политической и экономической ситуации одним из главных претендентов на эту роль был, естественно, выделен Китай. Тем не менее, Китай, как показывает его многовековая история, не имел долгосрочных союзов с крупными игроками, и вероятность того, что он изменит эту многовековую модель поведения, крайне низка.
Отдельно был обсужден проект создания Национальной гвардии России, который, как заметил один из экспертов, является результатом 25-летнего поиска по организации единой структуры, которая сочетала бы в себе полицейские функции с военным опытом, что принимает особую важность в условиях роста террористической угрозы.
Ввиду особой важности вопроса противодействия терроризму и, в частности, ИГИЛ, эта террористическая организация, запрещенная в России, также была затронута в дискуссии. Выступавшие эксперты отмечали, что борьба с ней заключается не только в прямых боевых действиях с её формированиями на территории Сирии и Ирака, но и на информационном поле (социальные медиа, ресурсы Интернета, электронные носители), на котором эта организация достигла значимых результатов в распространении своего идеологического влияния и вербовке новых членов.
Кульминацией заседаний первого дня Ассамблеи и дискуссии по тезисам стало выступление члена СВОП, министра иностранных дел России С.В. Лаврова по вопросам текущего состояния и задач внешней политики и их отражения в официальных источниках. Бóльшая часть встречи с министром прошла за закрытыми дверями в режиме off the record.
На следующий день в рамках панели «Внешняя политика в условиях новой информационной среды» участники дискуссии отмечали, что внешняя политика — одна из наиболее консервативных сфер деятельности; однако и она вынуждена реагировать на стремительные изменения окружающей среды. Сегодня, с одной стороны, дипломаты работают в условиях беспрецедентной открытости, когда почти ничего невозможно скрыть, а конфиденциальность, составлявшая ранее основу любых переговоров, практически не существует. С другой стороны, информационное противостояние достигло небывалого накала, интерпретация фактов, событий, откровенный пропагандистский накат становятся инструментами противостояния и создают для дипломатов совершенно новые условия.
В ходе дискуссии участники семинара попытались дать ответы на вопросы: Что изменилось для дипломатической работы в этой ситуации? Может ли внешняя политика остаться уделом профессионалов, или в новых условиях она фатально подвержена воздействию внешних факторов, и дипломатам приходится играть по правилам открытой публичной политики? Что это значит в практике дипломатической работы? Осталась ли еще грань между международной информацией и пропагандой, и в чем состоят задачи журналистов-международников?
Участники панели отмечали необходимость использования социальных медиа (например, Twitter) для расширения охвата мировой Интернет-аудитории. Они подчеркивали, что информационная война против России приняла серьёзный характер, так как сочетает в себе использование информационных ловушек (кейс группы Pussy Riot), а также массовых атак с использованием как недостоверной информации, так и дезинформации. При этом Россия рассматривает себя в качестве стороны, обороняющейся от подобных атак с целью сохранения информационного суверенитета, так что борьба ведётся «за сердца и умы» каждого. При этом внешняя политика проникла во все сферы жизни общества и вовлекает с каждым годом всё большее количество акторов, в качестве которых могут рассматриваться обычные избиратели, своим голосом определяющие будущую внешнюю политику страны и мира.
Тема специфики работы дипломатов в условиях коммуникационной революции нашла преломление в активном обсуждении информационного противоборства в международной политике как в форме дипломатической полемики, так и в форме информационной/пропагандистской войны. Участники дискуссии разделились на сторонников активного участия в пропагандистском противоборстве и тех, кто считает такое противоборство заранее проигрышным как по задействованному оппонентами техническому и финансовому потенциалу, так и по качеству и количеству человеческого потенциала для такого противоборства со стороны России. Последние предложили сосредоточить усилия не на реакции на информационные атаки Запада, а на выстраивании информационного взаимодействия с партнерами России и на работе по решению внутренних социально-политических и экономических задач страны и тем самым наращиванию её «мягкой силы».
В целом дискуссии на XXIV Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике по мнению её участников получились насыщенными и многоаспектными, так как содержали в себе полярные мнения и нетривиальные идеи о текущих проблемах развития страны и ее внешней политики. В заключение члены СВОП поблагодарили друг друга за активную дискуссию и пожелали успехов Совету в его деятельности по сохранению и приумножению потенциала страны.
Метки: Ассамблея СВОП, внешняя политика России, дипломатия, ИГИЛ, Исламское государство, Караганов, Китай, Лукьянов, Россия, социальные сети, терроризм, экономика
Похоже, что сбросили ответственность на Совет.
Мы вам раскрыли обе позиции, но конкретные решения принимайте сами, на то вы и совет…
Совет должен выбирать из предложенных вариантов, объединяющие обе позиции. Много альтернативных мнений, которые реально смогут помочь в разработке стратегии сильной, а главное нерушимой России.
Правильная мысль — не только эксперты. Наша земля богата умами, больше вкладывать денег в ЭТО нужно.
А на сегодня повторяются 90е, только уже с усвоенным уроком — конспирация прежде всего.
Центры как мыльные пузыри главная тема работы — освоение бюджетов и президентских грантов. Но на их более-менее русском фоновом мнении активно работает целая куча громких голосов с акцентами.
А как хочется включить ТВ и увидеть там, как Германия подписывает договор о взаимной обороне с Россией.