Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Home » Главная, Новости

Виталий Дымарский: Все-таки не надо переоценивать любовь к Сталину

30.10.2019 – 11:44 Без комментариев

Виталий Дымарский

| «Расстрига»

Канал «Расстрига» пообщался с главным редактором «Дилетанта» Виталием Дымарским. На прошлой неделе магазин «Молодая гвардия» изъял из продажи номер журнала, посвященный пакту Молотова-Риббентропа. На его обложке изобразили карикатуру с Гитлером и Сталиным в образе жениха и невесты.

Расстрига: Что именно не понравилось «Молодой гвардии» в обложке: Сталин в фате, свастика или еще что-то? Вам удалось пообщаться?

Виталий Дымарский: Что не понравилось «Молодой гвардии», надо спрашивать у самой «Молодой гвардии». Удалось ли пообщаться? Нет, и не пытались. Хотят выставить себя в таком свете – их проблема. Нарушения закона нет. Обычная самоцензура, перестраховка на фоне политических манипуляций с историей.

Расстрига: Как будете на это реагировать?

Виталий Дымарский: Скорее всего, последует расторжение договора, но это должно быть решение издателя и дирекции – как «хозяйствующего субъекта» в этой истории.

Расстрига: Это не первый ваш конфликт с магазином?

Виталий Дымарский: Насколько я помню, один раз было такое. Из-за опубликованной в журнале статьи о немецком летчике-асе Хартманне. Кто-то посмотрел накануне киселевские «Вести» на канале «Россия», где ведущий усмотрел в публикации… да я даже не помню, что он там усмотрел. Думаю, он и сам толком не знает, что надо было «усматривать» в обычной статье о судьбе немецкого солдата, о котором написаны сотни текстов и сняты десятки сюжетов. В конце концов магазин пришел в себя и, насколько я знаю, продолжил тогда сотрудничество с журналом.

Расстрига: Как сказался скандал на продажах?

Виталий Дымарский: Что касается собственно продаж в «Молодой гвардии», это в ведении дирекции, она вам точнее скажет, но, думаю, ущерб минимален. А если брать шире, то, конечно, скандал, поднятый – обращаю внимание! – не нами, всегда служит дополнительной рекламой. В Петербурге, где я сейчас нахожусь, просто ажиотажный спрос на номер с пактом. Десятки знакомых и полузнакомых звонят, пишут с просьбой «оставь для меня номерочек».

Расстрига: В качестве обложки к журналу использована карикатура 1939 года. Но она отличается от оригинала: убраны почти все свастики, кроме одной – на груди Гитлера. При этом внутри журнала изображение дано без купюр. Для чего редакция это сделала? Публикуя так много свастик, вы не нарушаете закон?

Виталий Дымарский: Честно говоря, я даже не обратил внимания на замеченные вами различия. Обложка – дело художника и тех, с кем он работает. Как бы то ни было, закон не нарушен. Вот разъяснение Роскомнадзора, дословно: «Само по себе публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики без целей пропаганды не является проявлением экстремизма». И еще: «Использование нацистской и сходной с ней до смешения символики в исторических, научных и других целях признается допустимым». Опубликован исторический документ, по содержанию полностью соответствующий закону, включая признание секретных протоколов к пакту «юридически несостоятельными и недействительными с момента их подписания».

Карикатура в американской прессе на подписание пакта Молотова-Риббентропа. Подпись: "Как долго продлится медовый месяц?"
Карикатура в американской прессе на подписание пакта Молотова-Риббентропа. Подпись: «Как долго продлится медовый месяц?»

Расстрига: Почему вы решили разместить на обложке именно это изображение? Это намеренная провокация?

Виталий Дымарский: Что называть провокацией? Любое издание подобного формата особое значение придает обложке как главному «обольстителю» читателя. Мы каждый месяц бьемся над этим, ищем наилучшие варианты, которые привлекут внимание. Так что с этой точки зрения, конечно, намеренная провокация.

Расстрига: В статье руководство СССР называется одним из виновников развязывания Второй мировой войны. Для многих понятие «руководство СССР» тождественно понятию «народ СССР». А это значит, что виновником войны придется признавать народ, понесший колоссальные потери в войне. Как вы для себя решаете эту дилемму? Какова позиция журнала?

Виталий Дымарский: Во-первых, у «Дилетанта» только одна позиция: говорить правду. А дальше – предоставлять читателям право самим трактовать факты и делать из них выводы. И если уж о нравственном споре, то отошлю вас к письмам неоспоримого морального авторитета, фронтовика Виктора Астафьева, в которых он дает оценку войне вообще и советскому политическому и военному руководству, в частности. Ограничусь одной его цитатой: нам надо «становиться в День Победы на колени посреди России и просить у своего народа прощение за бездарно “выигранную” войну, в которой врага завалили трупами, утопили в русской крови». У Зюганова, интересно, хватит наглости и бесстыдства обвинить Астафьева в «антирусской пропаганде», как он это сделал в адрес журнала?

А дилемма… В чем она? Говорить правду или то, что хотят услышать чиновники? Ну что здесь обсуждать.

Расстрига: Подписантов Мюнхенского соглашения, в таком случае, тоже можно назвать виновниками развязывания войны. Вы так не считаете?

Виталий Дымарский: Считаю. Да они сами так считают и давно уже покаялись, признали свои ошибки. И никто там не пишет про Мюнхен, как про «дипломатический триумф» Англии и Франции.

Расстрига: «Дилетант» уже не первый раз попадает в скандалы. Достаточно вспомнить историю с опросом на сайте телеканала «Дождь». Может сложиться впечатление, что вы что называется нарываетесь. Сколько в этих действиях сознательного, а сколько случайного?

Виталий Дымарский: Давайте будем точными. Тот скандал был не с журналом, а с телевизионной программой «Дилетанты» на «Дожде». И опрос проводился не на сайте, а в эфире. Все наши действия, безусловно, сознательные – с той точки зрения, что они полностью соответствуют законам и не выходят за их рамки. И вполне сознательно мы хотим говорить правду. Мы вообще сознательные.

Расстрига: Зюганов обещал пожаловаться на журнал в Роскомнадзор, а вы свою очередь обещали Зюганову предоставить место на страницах «Дилетанта». Эти заявление получили какое-то развитие?

Виталий Дымарский: Пока никакого развития нет. Зюганов сделал ритуальное заявление. Может быть, даже куда-нибудь обратится, чтобы просигналить своему электорату и «кому надо»: я с вами! Если он решит что-то написать – я буду за то, чтобы напечатать. Возможно, с нашим комментарием.

Расстрига: В преддверии Дня народного единства конфликт с публикацией карикатуры на Сталина становится еще более актуальный. Как вам кажется, то самое народное единство в России есть?

Виталий Дымарский: Все-таки не надо переоценивать любовь к Сталину. Не он, слава богу, символ народного единства, и не вокруг него, надеюсь, оно формируется. А по поводу народного единства я хотел бы знать, что под этим подразумевается? 99% на выборах? Единомыслие? Отказ от плюрализма мнений, политических или иных? Все, как один, на борьбу с кем или с чем? Единство должно быть в одном – в желании жить в демократической, процветающей стране. И при чем здесь Сталин?

Расстрига: Что мешает россиянам найти общий знаменатель во многих исторических вопросах?

Виталий Дымарский: А он нужен, этот общий знаменатель? Пусть будут разные мнения и оценки, споры и обсуждения. Главное, чтобы они решались не административным путем и не запретами, не введением единых стандартов. Не цензурой и не самоцензурой, в конце концов.

Расстрига: Если мы говорим об историческом пути России, то, каков он, на ваш взгляд: европейский, азиатский или тот самый «особый»?

Виталий Дымарский: Безусловно, европейский. По «особому» уже ходили, зашли в тупик, из которого до сих пор выбраться не можем.

Метки:

Оставить комментарий!

Вы можете использовать эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>