Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Home » Новости

Евгений Шестаков: Азия: стерпится, слюбится?

11.07.2014 – 00:28 Без комментариев

Евгений Шестаков

| Российская Газета

России предстоит сформировать позитивную взаимозависимость с Азией подобную той, которую СССР создало с Европой в 60-70 годы, когда строило ориентированные на западного потребителя газопроводы.

shanhai600

Таков, пожалуй, главный вывод, к которому пришел проходивший в Москве «Диалог высокого уровня», посвященный международному сотрудничеству для развития Сибири и Дальнего востока. В рамках проекта эксперты, представлявшие Консорциум научных и учебных заведений России, Сингапура, Норвегии, КНР, республики Корея и Японии искали ответ на два ключевых вопроса, связанных с интеграцией нашей страны в азиатско-тихоокеанское пространство. Первый — насколько долгосрочной выглядит данная стратегия, которая в Послании президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию была названа «национальным приоритетом на весь 21 век». Второй вопрос — как России стать частью этого «пространства» не только не поступившись национальными интересами, но и получая экономическую выгоду от интеграции, которая даст импульс ускоренному развитию Сибири и Дальнего востока.

В докладе почетного председателя президиума Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергея Караганова прозвучали сроки: в ближайшие 5-6 лет отношения с Западом могут ухудшиться даже по сравнению с их нынешним состоянием. При этом конфронтационная линия в отношении Москвы и попытки всячески ограничивать ее возможности, цитирую один из докладов «будет проводиться США безотносительно партийной принадлежности вашингтонской администрации». Аналогичный «худой мир» сложится в отношениях России с Европейским Союзом, хотя здесь существует вероятность, что удастся избежать деградации торгово-экономических отношений. Тем не менее, рассчитывать на позитивную повестку в отношениях со Старым и Новым светом Москве не стоит. По мнению экспертов, сил, которые содействовали бы диалогу с нашей страной, на Западе просто нет.

Таким образом, убежден Караганов, «поворот к Азии для российской элиты ментально решен. Но произойдет это, к сожалению, за счет Европы».

Поговорка «не было счастья, да несчастье помогло», достаточно точно отражает причины, по которым азиатско-тихоокеанский вектор развития становится ключевым в российской политике. И если, по мнению авторов одного из докладов, «ранее возможный поворот на Восток нередко воспринимался как противоестественный для российской политической и культурной традиции, то сегодня в целом общепринятым стало осознание возможностей азиатского роста в интересах восточных регионов РФ».

Но если вопрос, куда предстоит двигаться России в ближайшие 5-10 лет, можно считать практически решенным, то по-прежнему нет ясности в том, чем мы можем заинтересовать наших партнеров в азиатско-тихоокеанском регионе. С формальной точки зрения, доля азиатских экономик в товарообороте России в 2013 году достигла рекордных 24,8 процента. Но этого слишком мало, чтобы говорить о прорыве. К тому же упомянутый рост стал, по словам экспертов, «компенсационным, связанным со снижением в товарообороте доли Евросоюза». Также не ясно удастся ли перевести в практическую плоскость сделанные ранее громкие политические заявления азиатских лидеров, объявивших приоритетами своей внешней политики сотрудничество с Москвой.

Поэтому перед участниками «Диалога высокого уровня» стояла задача выявить те направления, где Россия имеет конкурентные преимущества и сможет «заполнить пустоты» на азиатско-тихоокеанском направлении.

Не вдаваясь в детали прозвучавших докладов, обозначу эти направления тезисно. Во-первых, это Северный морской путь, способный обеспечить существенную экономию во времени при перевозке товаров из Северной Европы в Азию. В цифрах это выглядит следующим образом: при отправке трех судов в год по маршруту Мелкойя (Норвегия) — Йокогама(Япония) экономия грузоотправителя составит 18-20 миллионов долларов. Во-вторых, это сотрудничество в сфере реагирования на природные катастрофы. Третье, безусловно, ключевое по значимости направление, которое, по сути, можно считать первым — энергетический диалог с государствами Азии по всем аспектам, включая строительство нефтеналивных терминалов и перерабатывающих заводов. А также повышение эффективности энергетического сектора за счет привлечения новых технологий.

Словом, как сказал одни из выступавших, если у России будет «история успеха в Сибири и на Дальнем Востоке, то в Азии мы будем своими».

Метки: , , ,

Оставить комментарий!

Вы можете использовать эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>