Дмитрий Быков: Запретить Бога
| Профиль
Начавшиеся в России поиски вредоносности и экстремизма в священных текстах демонстрируют обреченность любой цензуры
Как и предполагалось, в организме начались аутоиммунные процессы. Когда уже запрещено все остальное, запретитель не в силах остановиться, начинает запрещать сам себя. Упразднив атеизм, они принимаются за веру.
Почему это так? Потому что запретительство и есть аутоиммунный процесс. Любой тоталитаризм по сути своей – упроститель, конкурентной борьбы он не выдерживает, победителей назначает, дискуссии не выносит. Когда в парламенте запрещены все дискуссии по сущностным вопросам, ЛДПР вынуждена ссориться с «Единой Россией», ибо скандалить надо, это у них в крови, а не с кем. И вот Жириновский орет на Роднину и сравнивает «Единую Россию» с США, тоже желающими все подмять под себя. Судья, привыкшая штамповать запреты, тщится запретить уже и комментарии к Корану – книгу «Мольба к Богу». И когда Рамзан Кадыров начинает протестовать, я первый раз в жизни должен категорически согласиться с ним: нельзя запрещать сакральные тексты. Да, если честно, и никакие другие тексты. Тут уже совершенно прав Максим Шевченко: мысль вообще запретить нельзя. И печатное слово лучше не трогать. Потому что по этому пути можно далеко зайти.
«Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень» – это экстремизм или как? Есть, конечно, позднейшие толкования этого текста: имеются в виду бесы, это с ними надо так поступать, а не с младенцами; но толкования эти произвольны и, главное, никак не умаляют силы самого псалма. А сила эта связана с тем, что сочинялись псалмы в неполиткорректные времена, и слово Божие – равно как и дела Божии – не считается с приличиями. Ибо у Бога приличия свои. Те, кто и Христа желал бы видеть смиренным пацифистом, многие столетия пытаются истолковать слова «Не мир пришел я принести, но меч» в духе опять же борьбы со всем плохим за все хорошее, но история христианства – никак не история мирного сосуществования и кроткого всеприятия. Библия и Коран – великие литературные памятники, но таковыми их делает именно накал страсти.
Достоевский, которого Невзоров вполне справедливо называет одним из идеологов русского нацизма, был все-таки пророчески прав, когда в любимом своем сочинении – поэме Ивана Карамазова о Великом инквизиторе – предсказал, что инквизиция обязана будет запретить, а то и снова казнить Христа. Современная российская церковь борется с любыми проявлениями свободомыслия, но здесь, кажется, обречена стать союзником свободной мысли и даже сторонницей бесцензурной прессы, поскольку почти все слова Христа могут и должны дестабилизировать общество. Господь, надо сказать, вообще не стабилизатор. Он заботится о развитии, а какое же развитие в условиях тотального запрета?
Лично мне все происходящее очень нравится, поскольку демонстрирует обреченность любой цензуры, во-первых, и всякого упростительства, во-вторых. А приятней всего то, что в этой ситуации наши запретители столкнулись не с какими-то жалкими правозащитниками, ни на что не годными, кроме как стоять с плакатиками, а с силой куда более грозной, простите за невольный каламбур. Рамзан Кадыров у нас пассионарий, он не позволит оскорблять Коран, честно назовет судей шайтанами – и кто бы усомнился! – и пообещает разобраться с ними лично. И ведь разберется.
А если Рамзану Кадырову можно защищать Коран, то, глядишь, и православным станет можно защищать христианство? То, настоящее, не огосударствленное, то, в котором кесарю кесарево, а Богу Богово, в котором нет ни эллина, ни иудея, а потому ставить его на службу национализму кощунственно. Может, нам можно будет изгонять торгующих из храма? Указывать богатым на их истинное место? Даже, страшно сказать, цитировать послание к коринфянам: «нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем»?! Ведь это прямым текстом манифест пятой колонны – но что есть христианство, как не пятая колонна истины в мире непобедимого, казалось бы, Рима? И где теперь тот Рим? Ты победил, Галилеянин!
А от разрешения богослужебных книг – ведь можно же, правда? Ведь Бога-то еще пока не запретили? – всего шаг до свободы художественной литературы. До упразднения цензурных барьеров. До разрешения свободно перепечатывать и читать исторические документы. Потому что любая литература несет в себе соблазн – и нужна как раз для того, чтобы побеждать этот соблазн сначала в литературе, а только потом в жизни.
Почему бы нам не вспоминать почаще о том, что христианство вообще-то – религия экстремальная, действующая на переднем крае жизни, предполагающая самурайский кодекс самопожертвования, религия, презирающая выживание и утверждающая бесстрашие!
Почему бы нам не вспомнить о том, что подлинные библейские тексты – учебник нонконформизма? Мы ведь веруем в Христа, а не в Чаплина, и именно христианские, а не чаплинианские тексты руководят нами в жизни и в смерти. Почему бы не найти в религии подлинного нашего союзника в борьбе за свободу, чистоту, справедливость – потому что лучших союзников, чем евангелисты, у нас на этом пути нет? «Стыдно и позорно», цитируя все тех же «Карамазовых», что мусульмане вступились за свои священные тексты – а мы позволяем извращать их, спекулировать ими, отступаться от них в повседневной практике! И не стыдно ли нам, что множество катехизаторов, богословов, мыслителей сегодня, по сути, запрещены или по крайней мере вынуждены молчать? Ведь христианство – это вовсе не опора тирании. Это утверждение достоинства и надежды, а не гнета и фальшивого благолепия. Так что современная российская цензура, судебная власть и пропаганда находятся в шаге от того, чтобы в очередной раз запретить Бога…
Но Бог-то не правозащитник, вот в чем штука. Он с плакатиками стоять не будет. Он поищет поищет-праведника в Содоме и, не найдя его, возьмет да и прихлопнет всю эту музыку.
Материалы по теме
2 комментария »
Оставить комментарий!
нагревательный кабель для пола
I’m just writing to let you understand of the brilliant discovery my princess encountered viewing your web site. She came to understand such a lot of issues, including what it is like to have an ideal giving nature to get other individuals very easily know precisely specified hard to do matters. You actually surpassed our desires. Thank you for churning out such powerful, safe, edifying and even fun guidance on the topic to Lizeth.