Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Home » Главная, Новости

Георгий Бовт: Патриотическое БДСМ для человека в футляре

04.06.2019 – 18:50 2 комментария

Георгий Бовт

| Газета.Ru

Почему российская школа казарменно скучна

Мечта многих преподавателей, чтобы дети ходили строем, не бегали, не баловались, слушались команд старших с первого раза, не заставляя орать, и при этом хорошо учились бы и на отлично сдавали стандартизированный ЕГЭ. Всякий выверт воспринимается как сбой «матрицы», требующий вмешательства — и непременного наказания «вышедших из строя».

Благодаря телеграм-каналам (запрещенным к просмотру как класс, напомним, в Российской Федерации) так называемый «БДСМ-выпускной» во владивостокской школе вызвал обсуждение на федеральном уровне и скандал на местном. Притом, что школа №74 — с эстетическим уклоном. Но у старшеклассников и выпускников (девушка нарядилась в форму полицейского, а юноши, как вроде и хотели взрослые, стали «зайчиками», но в соответствующих костюмах) возникли «эстетические разногласия» с учителями. Притом ведь эта школа выигрывала городской конкурс в номинации «лучший флешмоб». А тут не «прокатило». Директриса собралась увольняться со словами «опозорили школу», родителей девушки-«полицейской» ждет штраф за то, что она была в погонах. Разумеется, грядет проверка, куда ж без нее. Придут строгие тетки с «халами» на голове и будут смотреть журналы отчетности, выискивая «блох». Найдут, разумеется.

Как говорил по такому случаю сказочный герой известного захаровского фильма, «вы слишком серьезны, все глупости в мире совершаются с серьезным выражением лица». Из политиков разве что Жириновский призвал к снисходительности: «Они молоды, у них праздник, они хотят повеселиться и просто придумали себе необычные наряды и танцевали. За что их наказывать? Не будьте ханжами!» С ним отчасти солидарен народный артист Владимир Машков — школьники «как-то себя хотели заявить творчески» — призвавший вернуть театральные кружки в школы.

Можно, конечно, в каждой школе организовать приказом министерства драмкружок, но для начала надо прекратить пытаться создавать из школы филиал казармы с дотошным регламентированием всего и вся, кафкианской отчетностью и замордованными вышестоящим начальством учителями. А еще прекратить поощрять лицемерие и ханжество в масштабах страны.

Ничего особенного «перформанс» владивостокских школьников из себя не представляет, если посмотреть на то, что показывают по телевидению. Там каждое третье выступление «звезд» шоу-бизнеса потянет если не на БДСМ, то на легкий стриптиз, как минимум. Там «светские львицы» (по-старому, содержанки и «леди полусвета») — настоящие герои нашего времени. Именно у них — топовые рейтинги в инстаграме, миллионные заработки от рекламы, в интервью глянцевым журналам они учат молодежь красиво жить, показав на деле, что путь из «девушек эскорта» и стриптизерш в любовницы, а то и жены богатых банкиров, «криминальных авторитетов» или госчиновников — это воплощение подлинной «русской мечты».

Трудно представить сегодня «героя нашего времени» в виде инженера с зарплатой 40 тысяч рублей (примерно средняя по стране). Так что детей из школы с «эстетическим уклоном» как раз правильно воспитали-ориентировали. И зря директриса говорит о позоре для школы. По нынешним временам она прославилась. Для начала более сотни тысяч просмотров «БДСМ-выпускного» на YouTube — сносный результат.

А дальше, если повезет, можно стать «топ-блогерами», это одна из популярных «мечта-профессий» для подрастающего поколения. Ездишь по миру, ходишь по тусовкам, постишь фотки и селфи. И потом к тебе придет «солидная фирма» и снимет для дорогостоящей рекламы. Карьера удалась.

Драмкружки, кстати, в нынешней школе встречаются. Как часть дополнительного образования. По этому поводу есть даже СанПины, утвержденные Роспотребнадзором. Помещение для занятий драмкружка должно быть 50-70 кв. метров. Никак не 45 кв. м. «Оптимальный» размер группы — 10 человек, максимальный — 15, занятия — два раза в неделю по 45 минут. Роспотребнадзор вообще зарегламентировал все что можно применительно к школам, максимально (оценочное суждение) приблизив работу с детьми к казарменной в стиле «красного уголка» воинской части. Если вы посмотрите, к примеру, что в СанПинах понаписано о том, как, скажем, организовать турпоход с палатками, то вас стошнит от бюрократизма и не захочется с этим связываться.

То же самое с драмкружками и прочими. Во-первых, деньги на организацию дополнительного образования и внеклассную работу выделяют далеко не все регионы. Богатые типа Москвы — да, финансируют и дают надбавку за классное руководство. В других регионах соответствующие ставки срезают, а учителя не хотят за свои «стандартные» 20 тысяч или чуть больше с этим возиться. Хотя бы из соображений экономии усилий, затраченных на отчетность. Но даже в богатых регионах дети и их родители часто предпочитают вместо школьных кружков идти в платные группы и образовательные центры и т.д. Почему? Да потому что казенщина никому не нужна даже бесплатно.

Представить себе, что в какой-то школе во внеурочное время какие-то сторонние люди проводят «творческие занятия» или даже просто занимаются спортом в спортивном зале — решительно невозможно. Да и самим школьникам этот зал во внеурочное время никто не откроет — идите на улицу и подальше.

Наша школа окончательно перестала быть местом социализации, превратившись в «особо охраняемый режимный объект», откуда после окончания уроков дети хотят поскорее сбежать на свободу, как на «дембель». И мало кто потащится туда во внеурочное время для каких-то интересных занятий.

А можно ли себе представить в школе, скажем, подростковый дискуссионный общественно-политический клуб? Да боже упаси. Сразу целое УФСБ по региону прибежит с проверкой. А киноклуб, организованный, скажем, молодыми режиссерами или студентами ВГИКа? Да чур на вас, скажет любой директор. А конкурс геймеров в школьном компьютерном классе? Не будем даже говорить о стрелковом клубе: такие занятия и для взрослых в тирах и на стрельбищах (а больше нигде нельзя) обставлены таким количеством запретов и ограничений, чтобы, видимо, сознательно отучить нацию умению стрелять.

Если посмотреть типичный «план мероприятий» российской школы, то там непременно наберется куча официозных — для галочки — событий по линии «патриотического воспитания», как правило, приуроченных к каким-то важным датам. Плюс субботники по благоустройству, «месячники противопожарной безопасности», «день спасателя», «план мероприятий по гражданской обороне», по антитерроризму/антиэкстремизму. По профилактике гриппа или суицида. Теперь еще будут натаскивать на «безопасность в суверенном интернете». Из других новшеств — «Юнармия» и ее игры в квази-«Зарницу». Порой официоз перемежается тематическими предметными конкурсами и олимпиадами (по литературе, физике или химии, русскому или иностранному, все более «подозрительному», языку и т.д.). Чаще всего это все тоска зеленая, аж скулы сводит. Мне кажется, в комсомоле было и то порой веселее, хотя это типичный пример идеализации собственной молодости, конечно.

Нынешняя школа в представлении очень многих ее выпускников — это «отстой» и «тухлое место». Где нет места нестандартной инициативе, смелым выдумкам. Шаг право, шаг влево — и уже последуют обвинения в непатриотизме, низкопоклонстве перед чуждой культурой (типа «Хэллоуина»), а там, глядишь, и до обвинений какого-нибудь нестандартного «препода» в педофилии недалеко.

Проверки чиновников от образования способны вогнать в тоску и паралич воли любого, даже самого творчески настроенного преподавателя. Попытки насильственно повернуть историю вспять и вернуться во времена «старой доброй советской школы» — сродни насаждению архаики в национальном масштабе во всех сферах жизни.

В советскую школу, с ее пионерией и комсомолией, вернуться уже нельзя, увы. Пора уже перестать с садистским наслаждением насиловать действительность и самих себя. Тогда все общество «ходило строем», но тот строй давно нарушен. И даже введение школьной формы не вернет прежнего единообразия. Кроме того, нынешний учитель — больше не главный источник знаний, в лучшем случае — умелый лоцман. Не говоря уже о том, что со своей скромной зарплатой, зашуганный начальством, «правильно» организующий выборы на избирательном участке при школе на глазах у детей фактически, — он далеко не главный авторитет. Попытки добиться большего однообразия — путем сокращения числа «рекомендованных учебников» за счет нестандартных, унификация образовательных стандартов и часто их упрощение — пока что приводит лишь к падению качества школьного образования. Тотальная ЕГЭ-изация, может, и привела к облегчению допуска в столичные вузы детей из провинции, однако в целом ведет в своем нынешнем виде нацию по пути оболванивания.

Хотя сам принцип ЕГЭ разумен, только в передовых странах давно уже придумано, как подстраивать экзаменационный алгоритм под конкретного учащегося непосредственно в процессе тестирования, чтобы выявить слабые и сильные места и минимизировать влияние случайных ошибок.

Качество школьного образования пало уже так низко, что наем репетиторов по основным предметам и тем, по которым надо сдавать ЕГЭ, стал массовым явлением. Тут не до драмкружков.

Кстати, еще о драмкружках. В той же Америке школьные театры есть практически в каждой «старшей школе». Они «рейтингуют», устраиваются общенациональные конкурсы, лучшие коллективы получают возможность даже выступить на Бродвее. Где у нас всероссийский конкурс школьных театров? Нет его в том числе потому, что это сложно, нужно преодолевать массу бюрократических преград. Например, в части организации перевозок школьников регламентация того же Роспотребнадзора ничем не лучше регламентации по туристическим походам.

Воспитание молодого поколения по-прежнему происходит в основном согласно известному принципу — «как бы чего не вышло».

Любимая фраза героя чеховского рассказа «Человек в футляре» Беликова. Который, кстати, служил в гимназии учителем. Однако конвейерное производство «людей в футляре» в наш век тотальной информации, задвинувшей авторитарного учителя на зады общественного прогресса, все чаще дает сбои. То есть начальство «заказывает», насилуя учителей и детей, одно «БДСМ», скажем, «патриотическое» в стиле Расторгуева (он тоже частенько в военной форме выступает и даже с орденом на груди), а выходит на практике совсем другое.

Метки: , , ,

2 комментария »

  • I truly wanted to jot down a small note so as to thank you for all of the remarkable points you are showing here. My extensive internet lookup has now been recognized with awesome facts and strategies to write about with my pals. I would point out that many of us website visitors are undoubtedly endowed to dwell in a useful website with so many brilliant people with very beneficial tactics. I feel very privileged to have seen your entire website and look forward to so many more exciting minutes reading here. Thank you again for all the details.

  • I actually wanted to make a small note to be able to thank you for these splendid pointers you are showing at this website. My prolonged internet investigation has now been compensated with good quality points to exchange with my friends and classmates. I would assume that many of us site visitors are extremely lucky to exist in a fantastic place with so many special individuals with very helpful plans. I feel truly fortunate to have discovered your entire website page and look forward to many more enjoyable moments reading here. Thanks a lot again for a lot of things.

Оставить комментарий!

Вы можете использовать эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>