Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Home » Главная, Новости

КАК ОТ СЕБЯ ОТРЫВАЛИ

23.05.2020 – 14:00 Без комментариев

Георгий Бовт

Сноб

Почему путинские доплаты медикам обернулись скандалом

Скандал вокруг невыплат обещанных лично президентом компенсаций медикам, работающим с Covid-заболевшими, почти разрешился. Владимир Путин на онлайн-совещании по данному вопросу 19 мая «отчитал» правительство «за недостаточно ясно сформулированные на первом этапе принципы предоставления дополнительных выплат медикам». Но увольнять и публично наказывать никого пока не стал. Строго говоря, наказывать особо и некого. Российская система управления сработала как смогла. На иную работу она просто не настроена

Согласно апрельскому распоряжению Владимира Путина, врачи, непосредственно работающие с пациентами с коронавирусом, в течение трех месяцев — с апреля по июнь — должны получить по 80 тысяч рублей в месяц, фельдшеры и медсестры — по 50 тысяч рублей, младший медперсонал — по 25 тысяч рублей. Врачам скорой, работающим в составе бригад, которые оказывают помощь пациентам с коронавирусом, предусмотрены выплаты по 50 тысяч рублей. Фельдшерам, медсестрам и водителям скорой помощи положены выплаты по 25 тысяч рублей в месяц. 

Однако уже вскоре в соцсетях появились ролики о массовых выступлениях медиков, которые вместо обещанных денег увидели форменные издевательства в исполнении чиновников. Суть в том, что размер конкретных выплат конкретным людям стали считать по часам. У многих получились просто копейки. Ощущение всероссийского «ахтунга» настало тогда, когда информация неспешно (видимо, в папочке в печатном виде, не из «телеграмм-каналов» же) дошла до президента. Он возмутился: мол, он не приказывал считать какие-то там часы. Возмущение главы государства возымело действие. Говорят, министр здравоохранения Мурашко лично обзванивал регионы, чтобы там перестали считать часы. А Федеральное казначейство, чего с ним сроду не бывало, проводило платежи в выходные дни 16 и 17 мая. Ну и, разумеется, во все концы необъятной родины разбежались следователи — проверять, кто там чего насчитал неправильно против воли Путина. Следователи в нашей системе — главные «регуляторы» экономики, посильнее, чем ФРС в Америке.

Техническое объяснение произошедшего между тем просто как палка. Порядок выплат был определен постановлением правительства №484 от 12 апреля. В прилагавшихся к постановлению правилах, в частности, есть такая формулировка: «Размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью за фактически отработанное время». Подразумевалось, что если кто-то кому-то насчитает не за фактически отработанное время, то это будет расценено как нецелевое расходование бюджетных средств. Что у нас по старой доброй традиции карается, как известно, в уголовном порядке.

Бюрократическая машина «на автомате» сработала так, как она привыкла. Ведь фактически принцип «повременного финансирования» был утвержден применительно к здравоохранению давно. И, скажем, выполняя те же президентские «майские указы» в свое время, региональные чиновники взяли на вооружение, в сущности, тот же «повременной принцип», когда добивались на бумаге выполнения поставленных задач путем перевода медиков на полставки, сокращения персонала и т. д. Разве с кого-то спросили за такие манипуляции? Разве кого-то наказали? Нет. Значит — можно. Аналогичные «бухгалтерские» нормативы лежат в основе вообще всей системы финансирования социальной сферы. Коэффициенты, формулы вычислений (а в указанном постановлении таковая приведена — «без пол-литра не разберешься»), бухгалтерская отчетность — все это важнее людей. Нужно умножить/поделить количество коек, штатное расписание, умножить на какие-то региональные коэффициенты, те же часы и т. д. — и будет общая сумма, полагающаяся тому или иному медучреждению, региону и так далее. Бюрократия привыкла работать с «массами», а не с людьми.

Кроме того, бюрократия не любит законов прямого действия, а любит она «нормативные акты», которые сама же написала. У нас ведь как. Президент высказал, по сути, с юридической точки зрения, идею: мол, надо бы врачам, работающим с Covid, доплатить 80 тысяч в течение трех месяцев. Однако даже у нас идеи президента не имеют силы прямого действия. По-хорошему, эту идею надо отправить в виде законодательной инициативы в парламент. Где все процедуры таких выплат, их источники, а также общие размеры («стоимость» для бюджета или ФНБ) были бы рассчитаны и определены соответствующим законом. Где было бы все четко прописано, от начала до конца. Люди прочли бы закон — и все поняли. Так делается во всех нормальных демократических странах. И не требуется уже никаких дополнительных «подзаконных актов» и творчества бюрократии, которая способна любой закон извратить до неузнаваемости. Именно так в пору пандемии происходит выделение чрезвычайных пакетов помощи в других государствах. Парламент можно созвать хоть и в онлайн-режиме.

Но у нас практически никогда не принимают законов, которые не требуют дальнейших «уточнений и разъяснений». Наш парламент под это, мягко говоря, вообще не заточен. Он про другое. А тут и вообще никакого закона принимать не посчитали нужным. Чего зря Думу беспокоить, действительно. Пусть и дальше самоизолируется.

Не выполнили, впрочем, законодатели и своей другой роли (чисто теоретической, конечно, в нашем случае) — контроля за действиями исполнительной власти. Ведь соответствующее постановление правительства появилось еще 12 апреля (а перед тем было аналогичное, о доплатах медикам в принципе, от 2 апреля). Правила, определяющие выплаты и порядок их расчета, не были государственной тайной, их можно найти в интернете. Но пока по соцсетям не пошли флешмобы медиков, ни один депутат ни от «Единой России», ни от, прости господи, думской «оппозиции» ведь не воскликнул в возмущении: это что же это делается, господа, это кто же волю нашего президента смеет столь бесцеремонно искажать? И если бы Путину папочку с докладом на стол не положили, а он бы не возмутился, то ничего бы и не было.

А сейчас ведь особой тонкости политический момент. Который можно назвать «предплебисцитным». Пандемия рано или поздно пойдет на спад, а вот поправки к Конституции у нас еще не «проголосованы». И народ, стало быть, злить нельзя. Поэтому рутинные бюрократические процедуры, когда верховная власть в телевизоре говорит одно, а потом в конкретной кассе и конкретном кошельке у гражданина оказывается совсем другое, решили на сей раз оперативно поломать. И от рутинных же бухгалтерских регламентов расчета размеров компенсации медикам отказались.

При этом, судя по всему, общую сумму выделяемых на эти цели средств посчитали не по максимуму, а с учетом того, чтобы в регионах, делая расчеты по принципу «за фактически отработанное время», подошли к вопросу раздела «федерального пирога» с особой трепетностью и особо губы не раскатывали. Поскольку, если не следовать вышеупомянутому предписанию и губы раскатать, сработает предусмотренный механизм изъятия невостребованных или «неправильно» востребованных средств — в пользу других регионов. Плюс следователи.

Если бы выплата компенсаций медикам осуществлялась на основании тщательно разработанного закона и процедур, а не на основе устного распоряжения президента, то, скорее всего, в этом законе и была бы изначально определена на основании четких расчетов общая сумма таких ассигнований. Однако таковая сумма, судя по всему, изначально была понятна федеральному центру лишь приблизительно. Ее окончательный расчет должен был быть определен на основании сбора заявок и заключения соответствующих соглашений Минздрава с регионами, которые должны были рассчитать потребности в деньгах на основании представленной Москвой формулы. Причем, помимо постановления от 12 апреля, было еще и постановление номер 415 от 2 апреля, где, например, водители скорой помощи, а также вспомогательный персонал как адресаты стимулирующих доплат вообще учтены не были, а сам размер стимулирующих в этом постановлении был определен в размере 80% от средней по региону зарплаты для врачей и 40% для среднего медперсонала. При отсутствии четких критериев относительно того, как определять тех работников, кто точно контактировал с больными, а кто был «в зоне риска». В результате окончательная сумма формировалась постепенно. Но разве такое возможно при системном подходе к делу?

К началу мая из федеральной казны в регионы поступило не более 10 миллиардов рублей. В начале месяца решили добавить еще 12 миллиардов. А на совещании 19 мая Путин упомянул уже о 41,8 миллиарда, которые были выделены из федерального бюджета регионам на доплаты. Общая выделенная сумма составила, по его словам, более 50 миллиардов (часть пошла федеральным учреждениям).

В России примерно 2,5 миллиона медицинских работников. Если выделенные в результате федеральные деньги просто поделить на всех поровну, то на каждого пришлось бы не более 20 тысяч рублей. Однако если бы изначально, при подготовке соответствующего законодательного акта, были бы учтены все, кто работает с Covid-19, причем учтены именно на федеральном уровне, то потом можно было бы просто прямыми переводами на банковские счета медиков осуществить все необходимые платежи. Так было бы сделано в Испании, США, Великобритании и многих других больших и малых странах, унитарных и федеративных, где разрабатывались аналогичные пакеты помощи. Однако Россия снова упорно торит свой особый путь. При котором сработали как «специфика» нашего федерализма, согласно которой регионы шагу самостоятельно ступить не могут без надзора со стороны центра (а в роли главных «бухгалтеров» все те же следователи), так и отсутствие у самого центра привычки действовать на основе гласно выработанного законодательства. Центр у нас привык распределять деньги почти «на глазок», частями отрывая от себя, как свои собственные. В точности с принципом, согласно которому тот, кто контролирует казну, контролирует власть.

Метки: , , ,

Оставить комментарий!

Вы можете использовать эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>