Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Home » Главная, Новости

ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ БИТВЫ

21.10.2022 – 23:44 Без комментариев

Андрей Быстрицкий

Известия

О том, что вызовы современности оказались непосильны нынешнему миропорядку


Мир оказался вовлечен в глобальную схватку. Едва ли кто-либо в состоянии в точности предсказать черты будущего, в котором мы окажемся в очень скором — возможно, только по историческим меркам, — времени. Но попытаться сделать это необходимо, поскольку единственное уникальное оружие, которое есть у людей, — разум. Попытка будет предпринята и во время XIX ежегодного заседания Валдайского клуба под названием «Мир после гегемонии: справедливость и безопасность для всех», которое состоится 24–27 октября в Москве.

В свое время великий мыслитель Тейяр де Шарден заметил, что понимание истории ограниченно, поскольку, как правило, удается изучать уже состоявшиеся события. Всё, что им предшествует, смазывается. Тейяр де Шарден сравнивает это с изучением живописи. Как правило, зрители видят законченное произведение. Они не могут рассмотреть подмалевок, который делал художник, прежде чем поверх него написать уже законченный вариант картины.

Сегодня мы можем воочию наблюдать исторический процесс изменения мира, возникновения нового его образа. Произошедшие и свершающиеся события заставляют нас искать ответ на главный вопрос — как нам сделать так, чтобы в самое ближайшее время человечество все-таки сумело создать мир справедливый и безопасный для всех. Настолько, насколько это возможно, конечно. Очевидно, что поиски этого решения будут непростыми и, увы, займут время. Впрочем, есть надежда, что всё же можно будет найти рациональный и реалистичный ответ.

В последние несколько лет многие думающие люди, в том числе, кстати, и эксперты Валдайского клуба, предупреждали, что еще недавно существовавший мировой порядок разрушается, что риски этого «осыпания» весьма велики, причем настолько, что угрожают самому существованию людей. Мировые элиты, прежде всего элиты западных стран, убежденных в своей гегемонии, отмечали многие, оказались предельно близоруки и во многом эгоистичны. Они отказались и, судя по последним событиям, продолжают отказываться признать силу идущих совершенно тектонических изменений.

А вместе с тем, похоже, мы в самом деле наблюдаем процесс уже не только развала прежнего мирового порядка, но и возникновение нового. Та иерархия, во главе которой стояли США и страны Западной Европы, исчезает. Уже можно разглядеть контуры нового, полицентричного устройства мира. Понятно, что процесс достижения хотя бы сравнительно стабильного состояния в глобальном масштабе не будет простым. Мир разделен по многим линиям, конфликтов немало, их число пока не сокращается. Более того, возможно, возникают и новые противоречия. Во всяком случае, точно пробуждаются старые, полузабытые вроде споры. В результате мы оказались внутри многомерной матрицы, в которой переплелись столкновения между странами, системами ценностей, социальные и экономические разногласия, национальные и этнические споры и многое другое.

Разнообразие конфликтов разного вида и типологии означает не только неизбежные сложности создания нового устойчивого миропорядка, но и свидетельствует о том, что исчезающий ныне прежний вовсе не был устойчивым и справедливым. Выясняется, что очень многих очень многое в нем не устраивало.

В целом, на мой взгляд, главная причина нынешнего плачевного состояния в том, что все последние годы взаимозависимость в мире росла и усложнялась, а формы доступного регулирования этой глобальной мировой связанности оказались неадекватными ей. Какую бы сферу жизни мы ни взяли, везде мы увидим эту проблему.

Довольно яркой иллюстрацией оказалась пандемия, в общем-то, экзистенциальный вызов всему человечеству. И достойного ответа мировая система предъявить не смогла. Не удалось, например, создать какие-то единые санитарные правила для всех стран, не получилось обеспечить равный доступ жителей Земли к вакцинам и средствам защиты. Более того, не вышло даже добиться окончательного взаимного их признания, не говоря уж о настоящей совместной работе над вакцинами.

Но не только пандемия проявила слабость международного сотрудничества и наднациональных институтов.

Те же проблемы, повторю, во многих других сферах. Так, финансово-экономическая система оказалась крайне зависимой от решений очень ограниченного числа людей, причем сосредоточенных прежде всего в США и Западной Европе. Не менее сложное и противоречивое положение дел и в коммуникационной сфере. Выяснилось, что основные мировые коммуникационные платформы не нейтральны, они, так же как и обращение денег и товаров, во многом под контролем администраторов из тех же США и стран Запада.

О том, что на Земле не вполне в порядке с продовольствием, было известно давно, но в какой-то мере именно конфликт на Украине выявил, насколько дурно всё устроено, как фундаментально несправедливо обстоят дела.

В общем, повторю, какую бы сферу деятельности мы ни взяли, везде наблюдается недостаток сотрудничества, стремление элит западных стран сохранить свое превосходство и господство, отсутствие эффективных и сравнительно справедливых методов регулирования различных взаимозависимостей.

В этих условиях и задолго до последних событий многие страны, особенно крупные, Китай и Индия, например, — но вовсе не только они — взяли курс на возможность обеспечить свое существование, преимущественно опираясь на собственные ресурсы: собственные платежные системы, собственные коммуникационные системы, собственных специалистов, собственную технологическую базу. Понятно, что полная автаркия невозможна, но максимальное приближение к ней кажется важным лидерам многих стран.

В этом контексте и приходится искать контуры нового мира. Понятно, что предсказать его очень сложно, практически невозможно. Упомянутые уже конфликты в силу своего разнообразия и переплетенности создают риски невероятно опасных и катастрофических сценариев. Но это не причина не пытаться обсуждать будущее, это не причина не встречаться тем, кто понимает свой интеллектуальный долг в поиске решений проблем. Более того, в эти сложные времена только предельно откровенные, прямые и рациональные дискуссии могут дать толк.

Нынешнее ежегодное заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» называется «Мир после гегемонии: справедливость и безопасность для всех», обсуждаться на нем будут многие вопросы, в том числе и те, что я упомянул выше.

Конечно, не стоит переоценивать роль интеллектуалов, ученых, аналитиков в возможности разрешать мировые противоречия. Однако сегодня у нас есть уникальная возможность попробовать предугадать возможные сценарии развития, разглядеть вероятные черты будущего, в общем сделать то, что можно и должно. И попытаться представить себе пейзаж после битвы.

Метки: , ,

Оставить комментарий!

Вы можете использовать эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>