Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Home » Главная, Новости

«САММИТ РАСШИРЕНИЯ»

24.09.2023 – 02:45 Без комментариев

Ярослав Лисоволик

Российский Совет по международным делам

Концептуализация формата БРИКС+


Саммит БРИКС 2023 подошел к концу, и уже ясно, что он стал одним из самых исторических и трансформационных за все время существования формата. В частности, было начато масштабное расширение БРИКС — с 1 января 2024 г. полноформатными членами объединения становятся еще шесть государств: Аргентина, Саудовская Аравия, Эфиопия, ОАЭ, Египет и Иран. В то же время Декларация XV саммита БРИКС не оправдала ожиданий с точки зрения уровня амбициозности в экономической плоскости. Некоторые из ключевых экономических приоритетов, в том числе либерализация торговли между странами БРИКС и продвижение к введению единой валюты, не получили явного и четкого отражения в итоговом документе.

  • О расширении: с 1 января 2024 г. шесть государств становятся новыми полноформатными членами БРИКС, а именно Аргентина, Саудовская Аравия, Эфиопия, ОАЭ, Египет и Иран. Это расширение позволяет БРИКС охватить практически все основные регионы Глобального Юга, в первую очередь Ближний Восток, который теперь представлен Ираном, Саудовской Аравией и ОАЭ. Пожалуй, единственным регионом, оставшимся за пределами «ядра» БРИКС, является АСЕАН (или Юго-Восточная Азия) — Индонезия обсуждалась в качестве возможного члена объединения, но в итоге Джакарта предпочла остаться в стороне с возможностью присоединения к формату на более поздних этапах.
  • О формате БРИКС+ и «круге друзей» БРИКС: п. 92 Декларации XV саммита БРИКС содержит поручение министрам иностранных дел стран БРИКС «и далее развивать модель стран-партнеров и составить список возможных стран-партнеров и доложить об этом на следующем саммите». По сути, речь идет о том самом «круге друзей», за который выступала Бразилия. Формат БРИКС+ приветствуется в контексте председательства ЮАР, однако дальнейших рамок или плана развития данного формата нет.
  • О единой валюте БРИКС: в п. 45 Декларации имеется расплывчатое упоминание: «Мы поручаем министрам финансов/управляющим центральными банками стран БРИКС, в зависимости от обстоятельств, рассмотреть вопрос об использовании национальных валют, платежных инструментов и платформ и доложить об итогах на следующем саммите». В сравнении с предыдущими дискуссиями эта формулировка менее конкретна и категорична и не содержит явного упоминания о единой валюте. Тем не менее тот факт, что этот пункт попал в итоговую Декларацию, позволяет странам БРИКС перейти к формированию рабочих групп для обсуждения возможных условий создания единой валюты к следующему саммиту БРИКС.

В экономическом плане одной из ключевых тем, безусловно, является расширение использования национальных валют, и очевидно, что еще многое предстоит сделать для продвижения этого процесса. Помимо Нового банка развития БРИКС (НБР), который может активизировать усилия в этом направлении, существуют также региональные банки развития, членами которых являются страны БРИКС и БРИКС+. До сих пор члены БРИКС не использовали весь потенциал экономического сотрудничества, заложенный в объединении всех региональных интеграционных проектов и региональных институтов развития БРИКС и более широко — Глобального Юга.

Президент Бразилии Лула да Силва явно выступает в роли главного поборника единой валюты БРИКС, подчеркивая в своих заявлениях ее преимущества для торговли и инвестиций между странами БРИКС. В частности, бразильский лидер призвал к созданию «базовой» единицы для стран БРИКС — нечто похожее на расчетную единицу, которая обсуждалась на экспертном уровне в течение нескольких предыдущих месяцев. Замечания Лулы важны тем, что они закладывают основу для дальнейшего прогресса в этом направлении, и вероятность начала реализации так называемой «инициативы R5» к 2025 г., когда Бразилия займет место председателя в БРИКС, возрастает. В ближайшей перспективе Китай может начать активнее выступать за создание единой валюты БРИКС, придя к выводу о том, что, занимаясь в одиночку лишь интернационализацией собственной валюты, он не добьется столь значительных результатов в деле дедолларизации, так как на этом пути есть технологические, торговые и другие ограничения.

Ключевым направлением в ближайшие годы должно стать расширение мандата Нового банка развития БРИКС, а также Договора о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС (Contingency Reserve Arrangement, CRA). В отношении последнего можно выделить несколько ключевых траекторий, которые можно было бы изучить в связи с недостаточной эффективностью и результативностью деятельности Пула:

  • Координация макроэкономической политики со стороны экономик БРИКС и БРИКС+;
  • Публикация тенденций экономического профиля стран БРИКС и подготовка исследовательских материалов, выявляющих риски и обеспечивающих системы раннего предупреждения для экономик стран БРИКС;
  • Аналитическая работа по вопросам целесообразности и условий для создания единой валюты БРИКС;
  • Создание платформы для сотрудничества между региональными финансовыми механизмами, в которых участвуют страны БРИКС.

Кроме того, после «саммита расширения» БРИКС следует разработать гораздо более амбициозную повестку дня для Нового банка развития БРИКС, включающую следующие ключевые приоритеты на ближайшую перспективу:

  • Дальнейшее расширение членства с упором на региональных партнеров нынешних участников НБР с целью увеличения возможностей для реализации инфраструктурных проектов и регионального «зеленого» развития;
  • Создание общей платформы для региональных банков развития, членами которых являются страны БРИКС+;
  • Более подчеркнутый глобальный характер: активное присутствие на саммитах БРИКС и БРИКС+, а также на ежегодных саммитах «Группы двадцати» и других ключевых международных экономических форумах;
  • Формирование портфеля «имиджевых проектов» НБР, целью которых будет оказание существенного влияния на рост и качество экономического развития Глобального Юга;
  • Прогресс в направлении выпуска финансовых инструментов и осуществления кредитования в национальных валютах;
  • Координация аналитической работы с Пулом условных валютных резервов БРИКС по возможности создания общей валюты БРИКС;
  • Более активная деятельность региональных центров НБР по встраиванию программ регионального развития в приоритеты проектов Нового банка развития БРИКС.

Другим ключевым направлением в экономической сфере является либерализация торговли, не фигурировавшая в решениях последних саммитов БРИКС, хотя в случае согласования она могла бы стать одним из важнейших факторов, способных увеличить вес и значимость расширенного формата в мировой экономике. Актуальность либерализации торговли, исходящей от БРИКС, заключается не только в открытии рынков как таковых, но и в предоставлении более широких возможностей для развития стран Юга, в том числе и Африки.

В действительности, именно за счет либерализации торговли страны БРИКС могут помочь Африканской континентальной зоне свободной торговли (AfCFTA) стать драйвером регионального экономического роста Африки. Большинство стран БРИКС+ имеют относительно высокие импортные тарифы, поэтому существует хорошая возможность для проведения раунда переговоров, посвященного либерализации торговли, в котором приоритет будет отдан членам AfCFTA.

Программа либерализации торговли откроет не только рынки БРИКС+, но и ряд траекторий развития объединения, которые способны вывести его экономические амбиции на новый уровень. В частности, ряд экономик БРИКС проводит свою торговую политику через соответствующие региональные торговые соглашения — Россия через ЕАЭС, Бразилия через МЕРКОСУР и т.д. Снижение импортных тарифов по отношению к странам Африки, входящим в БРИКС, потребует снижения импортных барьеров в странах — региональных партнерах основных членов БРИКС, что приведет к «эффекту мультипликатора» в либерализации торговли, охватывающему все большее число экономик Глобального Юга.

Как следствие, программа либерализации торговли в рамках БРИКС+ приведет соответствующие проекты региональной интеграции стран БРИКС+ к большей координации и сотрудничеству, открывая новые возможности для продвижения прагматичной экономической повестки. В сравнительном выражении страны БРИКС имеют гораздо больше возможностей для либерализации торговли, если сопоставить их с развитыми экономиками — более широкий доступ к рынкам для Африки и других регионов Глобального Юга может стать ключевым конкурентным преимуществом БРИКС по отношению к странам «Группы семи».

Недавний саммит «Группы двадцати» в Индии фактически продемонстрировал, что западные экономики будут искать пути создания собственных «мостов» к Глобальному Югу, в частности через платформы, конкурирующие с китайским инфраструктурным проектом «Один пояс — один путь». В этой связи следует отметить заявление Байдена о запуске рамочной программы-конкурента ОПОП, в которую войдут такие видные члены расширенной группы БРИКС+, как Индия, Саудовская Аравия и ОАЭ. Это произошло на фоне присоединения Африканского союза к «двадцатке», что также усилит давление на БРИКС+ в части выработки четкой и прагматичной экономической повестки, привлекательной для экономик Глобального Юга. И, конечно, даже после впечатляющего расширения БРИКС в 2023 г. остается целый ряд важных экономик Юга, которые до сих пор не были включены в орбиту сотрудничества формата БРИКС+, в том числе Вьетнам. Президент США Байден посетил Ханой после саммита G20 и поднял американо-вьетнамские отношения до уровня всеобъемлющего стратегического партнерства.

Все это означает, что в ближайшие годы БРИКС+ должен предложить Глобальному Югу надежные и инновационные проекты. Дальнейшее откладывание пути «интеграции интеграций» в пользу поэтапного расширения в конечном итоге приведет к снижению энтузиазма развивающихся экономик в отношении присоединения к формату БРИКС+. Расширение охвата не только на отдельные страны, но и целые региональные структуры позволит БРИКС более тесно сотрудничать с такими региональными объединениями, как АСЕАН и Африканский союз. Действительно, на сегодняшний день юго-западная часть Глобального Юга, представленная АСЕАН, фактически является единственным регионом развивающегося мира, который не входит в состав БРИКС+. Каким бы историческим и грандиозным ни было расширение членства в БРИКС по итогам саммита 2023 г., конкурентные реалии мировой экономики требуют от БРИКС+ вывести работу с Глобальным Югом на качественно новый уровень.

Метки: ,

Оставить комментарий!

Вы можете использовать эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>